Школа- это вечный двигатель, остановить который не дано никому
Управление образования Новосокольнического района |
|
Историческая справка
Отдел образования в г. Новосокольники был создан в 1918 году. До Великой Отечественной войны в городе находились три железнодорожные школы: семилетняя школа № 14 (находилась на улице Матросова и называлась "школа со стеклянной крышей" из-за стеклянного покрытия над входом), напротив располагалась десятилетка № 28, а третья - четырёхлетняя № 29.Первая учительница Новосокольнической железнодорожной школы-Мария Михайловна Соловьёва. В 1927 года она стала директором школы. В районе было открыто 83 начальных, 15 неполных и средних школ с количеством учащихся - 12 233 ( сейчас в школах района обучаются 1585 школьников, всего в районе проживает около 20 тыс. жителей). В 19236 году функционировали несколько детских садов, 23 избы-читальни. Во время Великой отечественной войны Новосокольники превратились в руины, были разрушены и сожжены многие деревни. После освобождения района в феврале 1944 г. возобновил свою деятельность Отдел народного образования. (заведующим был Гуляев Николай Николаевич).Первые занятия велись в частных домах, так как все школьные здания были разрушены. В 1951было заново отстроено здание железнодорожной школы на ул. Партизанской, в к которому в 1967 г. были пристроены еще два новых корпуса- обучалось в то время в школе порядка 1500 учеников. Сейчас это школа № 1 с численностью обучающихся 500. С 1991 г. в районе начали проводить конкурс "Учитель года". В 1992-93 учебном году победителем конкурса стала учитель математики Раменской неполной средней школы Баранова Валентина Александровна, в 1993-94 учебном году - учитель русского языка и литературы Новосокольнической средней школы Баранова Галина Владимировна. Особого успеха этом конкурсе в 2004 г. достигла учитель русского языка и литературы средней школы № 1 г. Новосокольники Шустрова Наталья Викторовна. Она стала победителем областного конкурса "Учитель года-2004" и была направлена в Москву представлять Псковскую область .И хоть и не попала она в пятерку лидеров, но жюри всероссийского конкурса особо отметило выступление Натальи Викторовны ("Учительская газета" № 41 от 12.10.2004 г.), ее педагогический и психотерапевтический талант: урок на тему стихотворения Б.Пастернака "Снег идет", более похожий "на изящную беседу, в итоге которой делаются открытия, происходит философское "познание сути вещей через погружение в себя"- получил одобрение и участников конкурса, и строгого жюри. "Умение изящно и легко выполнять такую серьезную работу- редкий талант..."- сказано в статье о конкурсном уроке Н.В.Шустровой.
на снимке: Н.В.Шустрова (фото из "Учительской газеты") Пётр Иоаннович Троицкий (автор Григорий Беганский, ученик средней школы № 1 г.Новосокольники, секция "Земляки", туристко-краеведческая конференция "Отечество", 2007 г.)
на снимках : архивные фото
ТРОИЦКИЙ ПЕТР ИОАННОВИЧ, родился 30 июня 1886 г.в деревне Верхолино Псковского уезда в семье диакона Воскресенского собора г. Великие Луки. Закончил Псковскую Духовную семинарию и был определен на место псаломщика в Псковоградскую Ново-Вознесенскую церковь. Через некоторое время вернулся в родные края.Служил псаломщиком в поселке Севастианово Торопецкого уезда и преподавал в местных школах. Женился на девице духовного сословия Таисии Андреевне, урожденной Колиберской, духовного сословия, учительнице. Владыка Тихон (Беллавин), будущий Патриарх Московский и всея Руси, в то время архиепископ Алеутский и Северо-Американский, посещая свою малую родину, город Торопец, подыскивал себе среди земляков подходящих помощников. Будучи давно знакомым с Петром Троицким и зная его способности, Владыка предложил ему принять сан священства и отправиться вместе с ним на пастырское служение в Соединенные Штаты Америки. Петр Иоаннович долго не соглашался, считая себя недостойным принятия сана. Принять решение ему помог случай. Как-то он надел рясу, а в это время вошел человек и приняв его за священника, подошел к нему под благословение. Восприняв это как знак воли Божией, Петр Иоаннович дал согласие на хиротонию.Он был рукоположен во священника святителем Тихоном (Беллавиным) и стал готовиться к отъезду. Святитель Тихон в 1907 г. получил новое назначение на Ярославскую кафедру и покинул американскую паству. Таким образом, поездка отца Петра в Америку не состоялась. Его назначили настоятелем Введенской церкви поселке Горки Новосокольнического уезда. В семье Троицких появились дети: Иван. 1911 г. р.; Надежда, 1916 г. р.; Григорий, 1920 г. р.; Владимир. 1922 г. р.; Василий, 1924 г. р. и Антонина, 1925 г. р. В царской России священнослужители освобождались от службы в армии. В советской России духовенство от этой повинности не освобождалось. Отец Петр был призван в тыловое ополчение и в 1919 - 1920 гг. служил в Петрограде на заготовке снарядов. Вернулся он домой инвалидом 2 группы, с двусторонней паховой грыжей. Он получил статус невоеннообязанного, «к физическому труду не способного».В деревне Зенцово Насвинского уезда, в местечке Крючки (Крюча) располагался женский Тихвинский скит Великолукского Вознесенского монастыря. Управляла скитом игумения Серафима (Аврамова). В 1924 г. скончался скитский духовник, иеромонах Нил.Игумения Серафима обратилась к отцу Петру, который к тому времени стал опытным пастырем, с просьбой служить у них в скиту. Матушка Таисия Андреевна указала ей на шесть человек детей: «Куда же нам с таким обозом?» Игумения Серафима ответила: «Ничего. Бог управит». Положив руку на головку младшего, трехлетнего Василия, она сказала: "А этот с Господом неделен". Так иносказательно прозорливая матушка предсказала скорое отшествие Василия. И действительно, вскоре мальчик заболел и скоропостижно скончался. Отец Петр согласился и семья переехала в Зенцовский скит. Им был предоставлен отдельный домик. Таисию Андреевну благословили петь с монашествующими на клиросе. Дети, помимо домашних, исполняли по силам и монастырские послушания. Самой младшей, трехлетней Антонине, сшили длинный хитончик, одели апостольничек, и она чинно передвигалась по скиту, получив строгий отцов наказ по монастырю не бегать. Антонина усердно исполняла такое тяжелое для нее послушание и лишь иногда, когда совсем никто не видел, пускалась бегом во всю прыть, но только немножко - ведь Бог все видит... Отец Петр служил, окормлял насельниц и паломников. Как пастырь и духовник, он все более восходил от силы в силу. Он имел особое попечение о болящих, усердно молился за них, служил молебны и по его молитвам бывали случаи исцелений. Народ стал приезжать в скит во множестве. Отец Петр стал заслуженно пользоваться любовью и уважением паствы. У него появилось множество духовных чад и почитателей. В конце 1920-х гг. ему было присвоено звание протоиерея с правом ношения митры. 19 марта 1931 г. отец Петр был арестован органами НКВД и обвинен в соучастии в вымышленной крупной церковно-монархической контрреволюционной организации под названием Усиление христианского движения (УХД). Он проходил по делу как один из помощников епископа Тихона (Рождественского), который, по версии следствия, возглавлял организацию. Священника Петра обвинили в том, что он, "...будучи священником подпольного Зенцовского монастыря, среди монашествующих и местного населения ...проводил антисоветскую агитацию, направленную на срыв коллективизации и других политических и хозяйственных кампаний... призывал к свержению правительства". Его приговорили на 3 года лишения свободы по ст. 58-10-11 УК РСФСР. Срок отец Петр отбывал на каторжных работах, на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Вернулся домой в 1934 г. тяжело больным, перенесшим цингу, потерявшим зубы и волосы. Родные его даже не узнали сразу - истощенного, состарившегося, в штатском. Отец Петр стал снова служить в церкви в Горках Новосокольнического района. Его большая семья ютилась в тесной, холодной церковной сторожке, хотя в Горках был добротный священнический дом, принадлежавший церкви. Но дом был занят - когда местного священника арестовали и выселили его семью, в нем поселился председатель колхоза. Несмотря на гонения и запреты, народ тянулся к церкви, К отцу Петру стали приезжать его прежние духовные чада. Чаще всего встречи происходили под покровом ночи. Батюшка сердечно радовался, когда к нему обращались - вера в народе жила неистребимо, и для него это было большой отрадой. Старшему сыну Троицких Ивану посоветовали покинуть Горки -молодому человеку небезопасно было оставаться в семье "служителя религиозного культа". Он уехал учиться в Ленинград, в педагогический институт; происхождение свое ему пришлось скрыть. Старшей дочери Надежде пришлось также «раствориться» в большом городе - она уехала к брату в Ленинград, и там устроилась на работу. Однажды отца Петра вызвали в сельсо. У него потребовали отречься от Бога и сана священства. Пригрозили, что в случае отказа последствия не замедлят сказаться. Чтобы оттянуть время, батюшка сказал, что ему необходимо посоветоваться с женой, хотя для себя он сразу все решил. Ни от Бога, ни от сана отречься он не мог. Вернувшись домой, он уединился с матушкой. Таисия Андреевна выслушала супруга и согласилась с его решением. Супруги понимали, на что шли, и что ожидает их в ближайшем будущем. Отец Петр недолго оставался на свободе. 27 июля 1937 г. он был арестован Новосокольническим РО НКВД. Его забирали днем и обставили все так, что на арест это не было похоже. Прислали из сельсовета посыльного, который вежливо сказал: «Петр Иванович, Вам нужно зайти в сельсовет...» Отец Петр вышел из дома в подряснике, даже не попрощавшись с домашними, и больше домой не вернулся. Отца Петра заключили в Великолукскую тюрьму. Под следствием он находился около месяца. Ему предъявили обвинение в контрреволюционной агитации и антисоветской деятельности. Начались допросы. Отец Петр не признавал себя виновным в предъявляемых ему следствием обвинениях. Ниже помещен отрывок одного из его допросов. Вопрос: «Следствием установлено, что вы группировали вокруг себя антисоветский контрреволюционный элемент, направляя его для ведения контрреволюционной агитации против существующего советского строя. Признаете ли вы себя в этом виновным?» Ответ: «Виновным себя в этом не признаю и антисоветский элемент для ведения контрреволюционной агитации не использовал». Вопрос: «Вы лжете, привожу следующий факт вашей церковной контрреволюционной деятельности из показаний свидетеля Т.: «В день Пасхи в своей проповеди поп говорил: колхозы - это заблуждение, не смотрите, что в колхозах надо работать, это все только обман, а надо лучше посещать Церковь». Ответ: «Этот факт я категорически отрицаю, т. к. считаю его явно вымышленным фактом, ибо я никогда, а не только в день Пасхи, подобных вещей не говорил». По делу было допрошено 4 лжесвидетеля, которые под давлением следствия дали показания против отца Петра. Тройка" УНКВД Калининской обл. 21 августа 1937 г. приговорила его по ст. 58 - 10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 23 августа 1937 г. По рассказам местных жителей расстрелы священников производились в Великих Луках на Казанском кладбище. Приговоренных к расстрелу привозили ночью, вели на окраину кладбища, где раньше погребали самоубийц, и там расстреливали. Местные жители вспоминали, что, когда священников вели на расстрел, они негромко пели заупокойные песнопения, а проходя мимо Казанской церкви, крестились. Рассказывали, что после расстрелов земля в обшей могиле иногда шевелилась под раненными, не умершими сразу. В Горки во Введенскую церковь прислали нового священника. Но народ в церковь ходить перестал - священник был «красный» - так называли в народе обновленческих священников. Семья Троицких церковь также не посещала. Таисия Андреевна сумела разобраться в ложной сущности обновленчества и на богослужения в местную церковь не ходила и детей не пускала, разъяснив им все как следует. Однажды новый священник пришел к матушке домой и стал укорять ее в том, что она не ходит на службы, чем подает плохой пример прихожанам. Таисия Андреевна ответила обновленцу так, что он больше к ней никогда не подходил. Со времени ареста отца Петра семье ничего не было известно о его судьбе. Таисия Андреевна в течение многих лет, в надежде, что он жив, слала запросы в различные инстанции. Однако все было безрезультатно. Только многие годы спустя семье стало известно, что отца Петра расстреляли вскоре после ареста, в 1937 г. Пришлось матушке Таисии Андреевне одной поднимать пятерых детей. Было трудно, но все дети выросли, получили образование, приобрели специальности. Старшая, Надежда, вышла замуж в Великих Луках, и вся семья переехала туда. Жили в доме с небольшим огородиком. В дальней комнате, куда никто из чужих не входил, в святом углу всегда теплилась лампада перед образами. Таисия Андреевна учила детей молиться и во всем полагаться на Бога. Она никогда ни при каких обстоятельствах веру свою не скрывала. После переезда в Великие Луки многие годы пела и читала на клиросе Казанской церкви. У нее была твердая, несокрушимая вера, и, по рассказам, она имела редкий дар рассуждения. Многие обращались к ней за советом. Матушка была всегда мирна, покойна и все воспринимала как от руки Божией. Происходящее в стране она удивительно глубоко понимала, в частности, объясняла детям, что гонения на Церковь возникли не вдруг, и не случайно, но в результате больших отступлений, которые совершали в том числе и служители Церкви еще до революции 1917 г. Матушка Таисия Андреевна была любима детьми и учениками, уважаема коллегами и знаемыми. Дожила до глубокой старости и встретила свою кончину по-христиански. Реабилитирован отец Петр Троицкий 24 сентября 1958 г. [1], т. 1, с. 371; т. 5. Архив УФСБ РФ по ПО, д. № АА-7368, Воспоминания дочери протоиерея Петра Троицкого Антонины Петровны Троицкой, жительницы г. Великие Луки. |
|